-
-
Популярный
436 ₽
Прогрессивный рок (сокращенно прог-рок или просто прог) — это широкий жанр рок - музыки, который в основном развивался в Великобритании и США в середине-конце 1960-х годов, достигнув пика в начале 1970-х годов. Первоначально названный «прогрессивным поп-музыкой», этот стиль стал результатом появления психоделических групп, которые отказались от стандартных поп-традиций в пользу инструментальных и композиционных техник, чаще связанных с джазом, фолком или классической музыкой. Дополнительные элементы способствовали его «прогрессивному» ярлыку: тексты песен были более поэтичными, технологии использовались для нового звучания, музыка приближалась к состоянию «искусства», а студия, а не сцена, становилась центром музыкальной деятельности, которая часто включала создавать музыку для прослушивания, а не для танцев.
Прогрессивный рок основан на слиянии стилей, подходов и жанров, предполагающем постоянное движение между формализмом и эклектикой. Из-за своего исторического восприятия сфера прогрессивного рока иногда ограничивается стереотипом длинных соло, длинных альбомов, фантастической лирики, грандиозных сценических декораций и костюмов, а также одержимой приверженности техническим навыкам. Хотя этот жанр часто называют слиянием высокой культуры и низкой культуры, немногие художники в какой-либо значительной степени включили в свои работы классические темы в буквальном смысле слова, и лишь несколько групп, таких как Emerson, Lake & Palmer и Renaissance, намеренно подражали или ссылался на классическую музыку.
Этот жанр совпал с экономическим бумом середины 1960-х годов, который позволил звукозаписывающим компаниям предоставить больше творческого контроля своим артистам, а также с новым журналистским разделением на «поп» и «рок», которое придало обоим терминам общее значение. В начале-середине 1970-х годов он пользовался высокой популярностью, но вскоре исчез. Принято считать, что причиной этого стал рост панк-рока, но упадку способствовали еще несколько факторов. Музыкальные критики, которые часто называли концепции «претенциозными», а звуки — «напыщенными» и «раздутыми», были склонны враждебно относиться к этому жанру или полностью его игнорировать. После конца 1970-х годов прогрессивный рок распался на множество форм. Некоторые группы добились коммерческого успеха уже в 1980-е годы (хотя и с измененными составами и более компактной структурой песен) или перешли в симфо-поп, аренный рок или новую волну.
Ранние группы, демонстрировавшие прогрессивные черты, задним числом описываются как «прото-прог». Сцена Кентербери, зародившаяся в конце 1960-х годов, обозначает подмножество групп прогрессивного рока, которые делали упор на использование духовых инструментов , сложные изменения аккордов и длинные импровизации. Rock in Opposition конца 1970-х годов был более авангардным и в сочетании со стилем Кентербери создавал авангард-прог . В 1980-е годы новый поджанр, нео-прогрессивный рок , пользовался некоторым коммерческим успехом, хотя его также обвиняли в производности и отсутствии инноваций. Пост-прогрессив опирается на новейшие разработки в популярной музыке и авангарде с середины 1970-х годов.