Стиль Jazz-Rap был попыткой соединить вместе афро- американскую музыку прошлых десятилетий с новой доминирующей формой настоящего, что позволило бы отдать дань и вселить новую жизнь в первый элемент этого фьюжн, а также расширить горизонты второго.
Ритмы джаз-репа были полностью заимствованы из hip-hop, но сэмплы и звуковая текстура в основном пришли из таких направлений музыки, как кул джаз, солу-джаз и хард боп. Этот стиль долгое время был самым крутым и знаменитым среди других направлений хип-хопа, а многие исполнители демонстрировали афро-центристское политическое сознание, добавляя этому стилю историческую достоверность. Принимая во внимание интеллектуальный уклон этого направления, не удивительно, что джаз-реп никогда не был фаворитом уличных тусовок, но тогда об этом никто и не думал.
Сами представитель стиля называли себя сторонниками более позитивной альтернативы движению hardcore/gangsta, потеснившему лидирующую позицию рэпа в начале 90-х. Они также стремились распространить хип-хоп среди слушателей, которые не могут принять или понять растущую агрессию городской музыкальной культуры. Таким образом, джаз-реп нашел основную часть своих поклонников в студенческих общежитиях, а также поддерживался целым рядом критиков и фанатами «белого» альтернативного рока.
Команда Native Tongues (Afrika Bambaataa) — этот незакомплексованный нью- йоркский коллектив, состоящий из афро- американских рэпгрупп — стала мощной силой, представляющей стиль джаз-реп, вместе с такими группами, как A Tribe Called Quest, De La Soul и the Jungle Brothers. Также известными музыкантами, начавшими свое творчество немного раньше, были Digable Planets и Gang Starr.
В середине — конце 90-х годов, когда альтернативный рэп стал разбиваться на большое количество подстилей, джаз-реп не часто становился элементом нового звучания, однако, команда the Roots регулярно вставляла его в «живые» инструментальные хип-хоп композиции.